Как проклятие матери освободило дочь

Проклятие может сбыться и повредить тому, на кого направлено. С психологической точки зрения проклятие всегда вредит. Даже незаслуженное; вредит так же, как оскорбление или удар.

Мозг воспринимает словесные нападения так же, как физические. Тысячи лет брань и проклятия сопровождали наказание, казнь. Оскорблял и проклинал тот же, кто казнил. Поэтому мозг так и реагирует.


Но боль проходит. А разрушить жизнь человека проклятие может только в случае вины. Если для него есть основания. Или, к сожалению, если человек считает себя виноватым. Верит в свою вину. Это касается детей; ребёнок безоговорочно верит словам родителя. И «принимает» проклятие.

А у взрослого человека есть выбор: принять вину и проклятие, или нет. Антропологи пишут, что от проклятия шамана гибнут те туземцы, которые покорно его приняли. Они поверили в свою вину и сломались под гнетом общественного осуждения. И погибли. А кто не поверил и не принял – тот не погиб. И благополучно жил дальше.

Проклятие описывается как нечто созданное проклинающим; как некая мыслеформа, нечто живое и автономное. Сгусток энергии, шаровая молния, созданная гневом человека, живое существо вроде птицы – таков образ проклятия в литературе. Вот как описано действие проклятия в исламской философии: «…проклятье восходит на небо, но небесные врата закрываются, не пропустив его. Тогда проклятье снисходит на землю, и тогда закрываются земные врата. Затем оно мечется по сторонам и, когда не находит места, направляется к тому, что (и/или кого) прокляли, если то (и/или тот) заслуживает этого, а если нет – проклятие обворачивается на того, кто его высказал» («Шуабуль-иман», № 5162).

«Как воробей вспорхнёт, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется», – так написано в Притчах Соломоновых. (Притчи 26:2)

✅И есть ещё важный момент. Тот, кто проклинает кого-то или что-то, совершает акт отчуждения. И лишается прав на то, что проклял. Особенно – проклял безвинно.

Одну женщину проклинала мать, несмотря на все добро и послушание. Вот такой характер был у матери; такая милая привычка. Плохое настроение, обида на жизнь, пустячный повод – и мать привычно проклинала дочь. А дочь тяжело переживала эти ужасные слова и старалась ещё больше угодить матери. Мол, она хорошая, мама-то, просто вспыльчивая и несчастная!

Знаете, абьюз ведь бывает не только в браке. Отношения дочери и матери очень напоминали отношения с агрессивным мужем…


Дочь была одинока, жила при матери как прислуга, терпела побои и оскорбления и верила в родительское проклятие. Не смела даже подумать об устройстве жизни. Мама заранее прокляла ее будущего мужа, детей и возможных внуков. Приняла превентивные меры.

А потом этой дочери почтенный мудрый богослов рассказал историю про верблюдицу.

Это полторы тысячи лет назад одна женщина разозлилась на верблюдицу за то, что та не сдвигалась с места и не везла хозяйку и груз. Женщина прокляла верблюдицу! А великий Пророк услышал это. И велел немедленно слезть с проклятого животного и освободить его от груза.

Действительно, как можно ехать на проклятой верблюдице? Это опасное и нечестивое дело.

Верблюдицу освободили от груза и узды. И отпустили. И даже жалели очень; как она теперь будет жить без ярма, одинокая и несчастная?

Но свободная верблюдица пошла куда хотела. Чувствовала ли она себя несчастной – трудно сказать. Не думаю, честно говоря. Она без поклажи, ругани и побоев чувствовала себя свободной.

А вот проклявшая верблюдицу дама точно чувствовала себя несчастной. Она лишилась ценного имущества и сама должна была тащить груз.

То, что человек проклинает, отчуждается. Это философия жизни. Оно больше не принадлежит нам. И мы не принадлежим тому, кто безвинно проклинает. Мы свободны от обязательств и долга перед ним.

Это теперь чужой человек, который не имеет никаких прав на нас. Сбудется ли проклятие, повредит ли оно нам, – это вопрос вины. Но отчуждение неминуемо. В любом случае.

Дочь ушла из дома матери и встретила хорошего человека. Создала семью. А матери внуков не показывает; боится. Вот такая суеверная эта дочь. Деньги высылает регулярно, но больше никакого общения нет. Да и про деньги сказала жестоко и суеверно; мол, если напишешь мне проклятие, я моментально перестану тебе помогать. Потому что боюсь.

И мама ничего такого не пишет, как ни странно. Только льёт слёзы и рассказывает о неблагодарных детях. Впрочем, ее не слушает никто; все боятся. Держатся подальше от матери, проклинавшей дочь. Там очень суеверные люди живут, в том посёлке на юге страны.

Проклинаешь кого-то – слезь с него. Как можно ездить на проклятой машине или поддерживать отношения с проклятым человеком? Иди пешком и неси свой груз сам. Проклятая вещь больше не может служить. И проклятый человек служить тоже не может. Пользоваться ими больше нельзя. Отношения неизбежно распадутся.

Вот это тоже важно помнить. Проклятие – это осквернение. Если речь о подлом преступнике, который избежал наказания за злодеяние, это одно. Мы и желаем его отчуждения. Мы вычеркиваем этого человека из нашего социума. Отвергаем.

А если речь о близком человеке или о нашем имуществе, – тут надо хорошенько подумать. Если нет намерения остаться в одиночестве посреди пустыни с тяжелым мешком на плечах…

Анна Кирьянова



Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *