Отрывок из книги «Учение суфиев» Хазрат Инайят Хана.
Мысль есть энергия, которая может находиться под контролем путем направления ее на предмет, который принят за объект концентрации. В противном случае она странствует свободно, импровизируя, без любого определенного намерения.
С точки зрения мира мысли, это странствие может быть конструктивным и называется воображением. Тот же самый импульс мысли может бегать от одного предмета к другому без любой логической или конструктивной последовательности, что подразумевает его определенную слабость. Очевидно, именно сила воли определяет стабильность мысли.
Сила воли определяет, следовательно, интенсивность концентрации. Можно сказать, что концентрация — есть тренировка ума по поддержанию в мысли характеристик выбранного объекта, тогда как созерцание есть более интенсивный уровень мысли. Созерцание начинается, когда объект концентрации уже завладел умом, который все еще осознает свою индивидуальность, т.е. принцип дуальности субъект/объект все еще применим. Мы все знаем, или изучим вскоре, что концентрация есть секрет всех постижений в себе, в наших делах и в наших отношениях с другими.
Этот предмет, рассмотренный просто сам по себе, мог бы с успехом серьезно изучаться теоретически и практически в нашей жизни. Но он становится важнее по мере того, как мы овладеваем им. Концентрация служит основой механики всех различных йог, которые существуют в течении сотен и тысяч лет.
Сила воли играет наиболее важную роль в концентрации. Первое ее действие заключается в забирании атомов мысли из хранилища памяти и затем сборки этих частиц вместе, таким образом создавая субстанцию, на которой она концентрируется. Те, кто много и успешно занимались, становятся обладателями большой силы воли. Воля развивает концентрацию, а концентрация развивает волю.
По материалам сайта Yogajournal.ru