После неловкого свидания, провального собеседования, неудачной попытки найти наставника, отказа поделиться с другом сокровенным – в общем, любой ситуации, которая требует смелости, но мы её не проявляем – мы применяем неизменный когнитивный бальзам: «Я сделаю это в следующий раз».
И всё же, что бы ни делала эта рационализация – уменьшала смущение, не позволяла вам обвинять себя или смягчала диссонанс – второго шанса не будет.
Его просто не существует.
В лучшем случае вы получите ещё один шанс, но только при других обстоятельствах (обычно менее оптимальных). Это не будет не тот же шанс, а видоизменённый.
Часто вы даже не понимаете этого. Возможность появляется всего один раз, и никакие уговоры не заставят её вернуться, если вы ею не воспользуетесь. Порталы к чему-то новому открываются ненадолго.
Мы очарованы идеей второго шанса потому, что это позволяет нам жить более расслабленной жизнью. Мы ведём себя самодовольно, хотя должны быть наготове; мы ведём себя глупо, хотя должны быть проницательными. Мы ведём себя беспечно, думая, что всё можно исправить или вернуть обратно.
Принимая идею второго шанса, мы сбрасываем с себя груз текущего момента, давление от осознания того, что каждый выбор имеет последствия. Если мы переведём стрелку на железной дороге жизни, она изменит своё направление.
Тем не менее, более смелые души – те, кто способен выдержать тяжесть осознания того, что важен каждый момент – не только ставят себя в положение, позволяющее делать правильные выборы, но и воспринимают жизнь как более поэтичную и значимую, то есть такой, какая она есть на самом деле – пронизанная чудесными возможностями, которые уходят безвозвратно.