Старшее поколение знает слово “нельзя”. Молодое поколение запретов не признает. Не знает, что такое стыдливость, позор, совестливость. Чем ты наглее, раскованней и уверенней в себе, тем лучше. Тем больше ты отхватишь, откусишь от этой жизни.
Наши знаменитости знают в этом толк и выворачивают свою жизнь наизнанку, только чтобы удержаться на плаву. Да и простые граждане легко пойдут по головам в угоду собственных интересов. Не так давно в нашей стране развалилась финансовая пирамида. Люди несли все свои накопления, им обещали 35% годовых. Понятно, что наивными оказались и наказаны. А организаторы?
Украсть из кармана молодой матери 100 рублей – это воровство, это подло. А миллион рублей – это махинация, афера, тут мозги нужно иметь, чтобы все обставить так, что люди сами принесут свои деньги.
В сети читаю комментарии: “молодец, организатор, научил людей, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке”. За него искренне переживают и желают ему спрятаться так хорошо, чтобы спецслужбы никогда не нашли. В голливудских блокбастерах смельчаки грабят банки и музеи, а зрители им искренне сопереживают. Вот тут аналогичная ситуация.
Можно и нельзя сильно размыты. Мы, люди, сами позволяем себе сказать: “да пусть делают, что хотят, к нам это не имеет никакого отношения”. Мы долго боролись против жесткой советской морали, считали ее гнетом, хотели свободы. А когда свободу получили, поняли, что потеряли важные ориентиры. Есть ли у современных людей жесткий цензор внутри? Голос совести, который строго запрещает то, что нарушает общепринятые правила?
Почему так популярна фраза: “Если нельзя, но очень хочется, то можно”. Почему нам насаждается идеология, что мы живем один раз, и нужно все успеть, все попробовать. Не важно, сколько это стоит, не важно, кому это принадлежит. Это похоже на варварство – бери, хватай, пользуйся, пока другой не налетел.
Я давно не слышала вопрос, который раньше звучал, как выстрел в тишине: “Да как тебе не стыдно?”, зато все чаще слышу вздох: “Куда катится этот мир?”.
Эту статью подтолкнул меня написать кусочек из интервью Михаила Державина, в котором он перечислял свои персональные “нельзя”. Строгость по отношению к самому себе – одно из самых замечательных человеческих качеств:
Нельзя унывать. Например, если не видишь свою фамилию в распределении на роли в новом спектакле. Значит, в этот театральный простой можно посниматься или уехать куда-нибудь половить рыбу.
Нельзя ругаться с друзьями… Я мог поругаться с Наташей Селезневой, которая через полчаса позвонит: ты знаешь, ты был прав. Или я ей позвоню: Натали, извини, что пошумел.
Нельзя врать себе. Этому, конечно, очень сложно следовать. Но, надо стараться.