Старая-старая манипуляция мерой, древний фокус с пальцем

Есть одна манипуляция, от которой трудно защититься. Это гиперболизация, манипуляция мерой. Любимая манипуляция токсичных людей. В фильме про клан Сопрано к этой манипуляции прибегала мать главного героя. Та самая, которая хотела его убить. Подстрекала к покушению на сына.

И вот эта Лидия сначала скажет гадость. А потом, когда эта гадость огорчит других, стонет: “Ах, я опять сказала то, что вам не понравилось! Что же мне, молчать? Хорошо, я буду молчать, как немая!”…


“Мне от тебя что, ни на шаг нельзя отойти? Хорошо, привяжи меня к своей юбке, я буду сидеть подле твоих ног, как собака!”, “что же мне, глотка пива нельзя выпить? Хорошо, я вступлю в общество трезвости, брошу есть мясо, начну поститься. Это тебе надо?”, “Мне нельзя смотреть на других женщин? Хорошо. Выколи мне глаза или надень на меня паранджу!”… Можно привести множество таких высказываний.

Сначала ваш протест вызывают неприемлемым поведением или оскорбительными словами. А потом вас же делают агрессором, который запрещает жить, дышать, свободно говорить, смотреть на солнышко, встречаться с друзьями. Вам приписывают самые ужасные намерения и желания. И грозят их выполнить.

Свое поведение выставляют в самом невинном свете. Они просто пошутили. Просто сказали правду. Просто приобняли другую девушку. Просто переписывались на интимные темы. Просто напились до скотообразного состояния и истратили все семейные сбережения. Просто ночевать не пришли. Но вы-то, вы-то – ужасный человек. Смотрите, чего вы на самом деле хотите!

И вы начинаете оправдываться. Мол, нет, я не хочу тебя привязать к своей юбке. Нет, я не хочу, чтобы вы перестали говорить. Нет, пожалуйста, ты свободный человек, но… И вот за это “но” вы будете оправдываться потом всю жизнь. Вы тиран. Высокомерная дрянь, с которой и не пошути уже. Вы ненормальный ревнивец. А я – бедная жертва.


Отвечать смысла нет. Потому что человек отлично понимает, зачем это говорит. Но мать героя умерла в одиночестве. А дети ее не любили. Ее вообще никто не любил. И основания для этого были.

Манипуляторов не любят. И в итоге уходят от них, – даже самые близкие. Особенно самые близкие, потому что чужие в ответ на такие слова просто рассмеются. Или немедленно выйдут из контакта.

Вот это и надо сделать. Или для начала спокойно объяснить, что вы знаете этот старый-старый фокус с отрыванием пальца. Он вам не нравится. Устроен он так-то и так-то. И просьба его больше не показывать. Надоело. Манипуляция с мерой стара как мир. Может, еще Ева визгливо кричала: “что же, нам фруктов не есть теперь?”, – но это не помогло. В итоге это никогда не помогает. Но лишает счастья…

Анна Кирьянова



Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *