В Буддизме есть учение, которое описывает 8 разных мирских желаний, что приводят нас к бесконечному круговороту страданий и препятствуют достижению постоянного счастья. Это учение будет полезно для всех, кто хочет быть счастливым и не хочет страдать.
Принцип данного учения исходит из первостепенной истины Буддизма, в которой говорится, что желания порождают страдания. Какие именно желания? Все желания связанные с эго и ложным представлением о том, что счастье можно достичь или через получение чего-то или изолирование себя от определенных вещей и ситуаций. Рано или поздно эти желания становятся причиной привязок и антипатии, которые в свою очередь являются корнем страданий, согласно утверждениям Будды.
8 привязанностей, которые причиняют беспокойство и вредят счастью
- Испытывать наслаждение от обладания деньгами и материальным имуществом.
- Испытывать недовольство, огорчение, злость при потере или неполучении материального имущества.
- Получать удовольствие, когда люди выражают восхищение и хвалят вас.
- Испытывать огорчение и удрученность, когда люди критикуют вас и выказывают неодобрение.
- Получать удовольствие от обладания хорошей репутацией и хорошим имиджем.
- Чувствовать удрученность и огорчение, если у вас плохая репутация.
- Испытывать восторг от получения чувственных удовольствий — прекрасный вид, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения.
- Чувствовать огорчение, когда вы испытываете неприятные ощущения.
Отказаться от этих восьми привязанностей и сфокусироваться на духовном развитии — необходимый шаг для обретения счастья. Сегодня слово «духовный» звучит так часто и в таком количестве разнообразных трактовок, что практически потеряло свой изначальный смысл. Но в Древней Индии понятия мирского человека и человека духовного имели четкую границу, и весь смысл слова вращался вокруг того, от чего ты отказываешься и что стараешься обрести. Конечно, вы можете быть любящими, добрыми и мудрыми в мирской жизни, но это не приведет вас к духовности и не принесет такого счастья.
Экхарт Толле в своих книгах косвенно ссылается на это буддистское учение. Он пишет, что нужно поставить свое эго под удар. Когда вы чувствуете себя неловко, обиженно или огорченно по какой-то причине — это всего-навсего ваше эго получает увечья, и это как раз то, от чего вы пытаетесь избавиться как человек, идущий по духовному пути. Поэтому позвольте своему эго чувствовать досаду и таким образом разрушьте его власть над своей жизнью.
Эти восемь шаблонов мышления пожирают нашу жизнь и очень быстро начинают управлять нашим миром. Мы все хотим приобрести самое лучшее материальное имущество, заботимся о репутации, пытаемся избежать критики, и многие из нас хотят постоянно получать чувственные удовольствия. Все это поглощает большую часть нашего времени. Тибетский буддист Мастер Лама Йеше (Lama Yeshe) описывает эмоциональные «качели» при таком способе жизни:
«Я получил подарок! Я так счастлив!» «Я потерял этот великолепный дар. Я так несчастлив.» Кто-то говорит: «Ты великолепен» и наше настроение поднимается, а потом кто-то сказал: «Ты совершил ошибку» и настроение падает.
Наше современное общество ежедневно пропагандирует эти 8 привязанностей. Реклама манипулирует нашими базовыми желаниями с начала 20-го века, когда Эдвард Бернэйс (Edward Bernays), ученик Зигмунда Фрейда, начал использовать идеи Фрейда о подсознательных желаниях человека для рекламирования и продажи коммерческих товаров. С тех пор наше сознание заполонено рекламой, которая провоцирует нас развивать эти шаблоны мышления.
Так в чем же суть проблемы с этими материальными привязанностями? Это ловушка сознания. Она основана на подсознательных и примитивных порывах, которые трактуют нам, что получение этих вещей и избежание тех принесет нам удовлетворение и счастье, и скрывают от нас возможность понимания и осознания настоящего счастья и того, откуда оно происходит. Тибетский монах объясняет эту модель мышления:
«Материально направленное сознание зависит от людей и внешних объектов и мы забываем, что само сознание и есть первичный источник нашего счастья и страданий… Жизнь превращается в борьбу с окружающим миром и людьми в нем, так как мы стараемся быть ближе к тому, что нам нравится, и разрушить либо быть дальше от того, что нам не нравится. Это приносит огромное количество страданий и горя, поскольку сознание всегда ярко реагирует на происходящее.»
Важно понимать, что внешние условия постоянно меняются, и когда вы пытаетесь манипулировать окружающим миром для обретения счастья — вы вступаете в бесконечную борьбу. Мы не можем контролировать этот мир, но мы можем контролировать свое сознание и взять на себя ответственность за нашу реакцию и состояние сознания. Древний Буддизм и современная позитивная психология утверждают, что внутреннее состояние сознание — это первый шаг к счастью. Такие добродетельные побуждения как любовь, щедрость и терпеливость — главные помощники на пути к счастливой жизни. Осознанность и открытость взглядов помогут построить качественно новые взаимоотношения с окружающим миром и помочь людям вокруг в их поиске счастья.
Без умиротворенного сознания деньги, слава и удовольствия никогда не принесут счастье. Именно поэтому есть богатые люди, которые чувствуют себя несчастными, и есть счастливые люди, у которых нет материальных ценностей. Будда, до того как его начали так назвать, был принцем и жил в роскоши, но осознал, что богатство не приносит счастье. Так он направился на поиски качественно иного пути в обретении счастья и нашел истину в достижении духовного совершенства.