Хорошего человека используют, не щадят, обременяют безжалостно? А это – наказание за наше лицемерие. Хорошие люди лицемерят, а это грех. Это очень плохой поступок, просто мы так не считаем. А наверху считают. И поделом наказывают нас. Я это недавно поняла.
Я встретила друга. Он был после ночного дежурства. Очень бледный и утомленный. Я сказала: «ты так устал! Иди скорее отдохни, потом поговорим, я позвоню!».
Мой друг выпрямился и улыбнулся. Изо всех последних сил выпрямился и улыбнулся. Так старая изможденная цирковая лошадка начинает бодро шагать под звуки знакомой музыки. Хотя только что еле стояла, еле дышала.
«Что ты! Я ничуть не устал! Я в полном порядке. Бывали такие дежурства, что сравнить нельзя. По сорок восемь часов на ногах. А это пустяки, я совсем не устал! Расскажи, что случилось?».
Я узнаю себя. И множество хороших людей узнаю. Когда им звонят в три часа ночи по пустяковому делу, они стараются бодро говорить. И на идиотский вопрос: «я вас не разбудил? Вы, наверное, спали ещё?», отвечают энергично: «нет, что вы! Все совершенно нормально!».
Хорошие люди соглашаются с тем, что им что-то сделать совсем нетрудно. Их это нисколько не обременит. И отрицают свою усталость. Всегда отрицают. Ничего страшного, я ничуть не утомился. Мне не тяжело. У меня есть время. У меня есть силы! Не беспокойтесь обо мне!
Так они и не беспокоятся, уверяю. Они будут видеть, что вы падаете от усталости. Они будут понимать, что сейчас ночь и все нормальные люди спят. Они будут отлично знать, что навязывают бесплатную работу или отнимают ваши силы.
Им это абсолютно безразлично. Им просто что-то нужно здесь и сейчас. И даже если вы захрипите и упадёте, их огорчит только необходимость искать другого хорошего человека. Тратить на это силы и время.
Поэтому надо отвечать прямо: я устал. Я сплю. Мне трудно. Я не буду этого делать, не могу. Бесплатно я не работаю, да, мне нужны деньги. Хотя вижу по вашему лицу, как вас это удивило. Но вы достойны честного ответа, вы же сами меня спросили. Лгать вам я не хочу.
Я, знаете, похоронила много хороших людей. Которые иногда в последние дни и часы жизни отвечали наглым потребителям, что чувствуют себя хорошо и ничуть не затрудняются исполнить желаемое. Сейчас встанут после капельницы и все сделают. Они лицемерили из самых высоких и лучших побуждений.
И поэтому я прошу вас прекратить лицемерить, убивая себя, дорогие мои хорошие люди. Это трудно, я знаю по себе. Мы ведь считаем это нашим долгом и вежливостью. Хотя можно честно сказать, что мы устали и нам тяжело. А потом уже решать – есть ли у нас силы выполнять чужие желания.
Мы с детства привыкли шагать под чужую музыку для удовольствия праздных потребителей. Хватит. Останемся вежливыми, но будем честными. Лицемерие – грех. И уничтожение себя ради угождения другим – это самоубийство.
Приберегите силы для работы и помощи тем, кто зависит от вас и в вас нуждается. А музыка пусть играет. Плясать под неё совершенно не обязательно…