Для буддистов медитация – основа религиозных практик. Но это еще и эффективный способ преодоления психологического напряжения, стресса, смягчения сильных переживаний. Психологи взяли на вооружение медитативные техники. Представляем вам три из них.
«Она похожа на бесконечный отдых. Она лучше, чем самый крепкий сон. Это успокоение ума, которое обостряет все, особенно восприятие вашего окружения. Медитация делает жизнь свежей», – так описывает свой двадцатилетний опыт медитаций Хью Джекман. Актер удивительно точно схватил суть процесса, который далай-лама называет «путем блаженства».
Медитация в буддизме служит основой духовных практик. Многие психологи взяли на вооружение медитативные техники, но не все знают, каких разнообразных результатов можно с их помощью достичь.
«На Западе медитация воспринимается исключительно как способ привести себя в состояние покоя. Но ее возможности шире. Более того, если слишком много заниматься медитацией покоя, можно, наоборот, стать слишком нервным, – рассказывает философ-востоковед Андрей Парибок. – В практике медитации мы достигаем способности контролировать спонтанное течение сознания, направлять внимание на конкретный объект. В результате, если возникает эмоциональный или мысленный сумбур, тот, кто владеет медитативными техниками, имеет возможность прервать его, не позволяя спонтанному уму над собой издеваться».
ШАМАТХА – ДОСТИЖЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ
Шаматха – один из основных видов медитации. По словам психолога Дэниела Гоулмана, она нацелена на возвращение ума в точку наивысшей концентрации, которую он называет фокусом.
Дэниел Гоулман отмечает, что в процессе медитации «прокачиваются» лобные доли головного мозга, отвечающие за самоконтроль и волю. В нашем мире, где потоки информации льются с экранов смартфонов, телеэкранов, рекламных щитов, со страниц газет, крайне важно научиться останавливаться, расставлять приоритеты и двигаться к цели.
Медитация становится инструментом, который помогает нам успокоить бурю и сосредоточиться на главном.
Из-за рассеяния внимания мы можем слишком поздно заметить, что наша жизнь превратилась в хаос. Мы словно в шлюпке посреди урагана и с трудом можем взять ситуацию под контроль.
Медитация становится тем инструментом, который помогает нам успокоить бурю и сосредоточиться на самом важном, встав в позицию наблюдателя. Опытные практики предупреждают, что эффект достигается не сразу, а в результате регулярной тренировки: ее следует проводить ежедневно, примерно в одно и то же время, постепенно увеличивая интенсивность упражнений.
УПРАЖНЕНИЕ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ УМА
Выделите время, найдите место, где вас не побеспокоят, сядьте удобно, с прямой спиной, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Вдох и выдох, и снова вдох и выдох. Наше сознание ритмично, этот дыхательный цикл будет ему приятен. Следите за тем, как воздух входит и выходит через нос, заполняет легкие и диафрагму. Почувствовав, что отвлеклись, мягко вернитесь обратно. Скорее всего, мысли и воспоминания будут вас отвлекать. Это естественно. Просто верните себя к отслеживанию дыхания. По окончании практики не спеша откройте глаза, еще немного посидите, поблагодарите себя за практику.
РАБОТА С ЭМОЦИЯМИ
Буддийское учение уделяет работе с эмоциями большое внимание. Оно исходит из того, что злость и зависть омрачают ум, а любовь и радость его облагораживают. Сострадание к другим – обязательное для буддиста качество. Практики щедрости и заботы об окружающих невозможны для того, кто погружен в состояние уныния или злости. Медитации помогают расширить эмоциональный диапазон, усилить переживание радости, счастья, безусловной любви и принятия по отношению к миру и людям. Сострадание, сорадование и беспристрастие буддийские учителя рекомендуют практиковать совместно, так как одно чувство поддерживает другое.
МЕТТА-МЕДИТАЦИЯ, ИЛИ МЕДИТАЦИЯ ЛЮБЯЩЕЙ ДОБРОТЫ
Эта практика особенно ценна, если вы хотите, чтобы отношения с окружающими изменились, чтобы в них стало больше теплоты и взаимопонимания. Найдите спокойное место, сядьте прямо, закройте глаза. Первые пару минут концентрируйтесь на дыхании, наблюдая за тем, как успокаивается ум. Когда посторонние мысли перестанут заполнять сознание, пожелайте себе радости, здоровья, счастья. Говорите про себя: «Желаю себе быть счастливым», «Желаю себе здоровья». Лучше произносить эти слова в такт дыханию. Если у вас начнут появляться негативные ощущения, растворяйте их в переживании любви к себе.
Затем представьте себе лучшего друга или любимого человека. Подарите ему любовь, пожелайте счастья и здоровья. Если чувствуете напряжение в теле, понаблюдайте за ним, потихоньку растворяя его в состоянии радости и любви. Представьте себе знакомого: коллегу, продавца из соседнего магазина, соседа – того, к кому вы нейтрально настроены, и пожелайте ему счастья и добра, свободы и радости. Сложно почувствовать любовь к малознакомому человеку, но постепенно, в процессе практики, делать это будет все проще.
Самое сложное – пожелать счастья тому, кто вам неприятен. Но это же и самое главное в развитии любящей доброты. Актер Ричард Гир, много лет увлеченный буддизмом, мысленно желает счастья каждому человеку, и это, по его словам, дарит радость прежде всего ему самому.
Искреннее пожелание добра и здоровья тому, кто плохо поступил отношению к вам, – это настоящий прорыв в овладении эмоциями. И это же предпоследний этап метта-медитации, после чего вы можете пожелать счастья всем живым существам. Побудьте в этом состоянии, понаблюдайте за изменениями, которые произошли с вами. Поблагодарите себя за практику.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ
Овладев умением концентрироваться на дыхании, вы можете перейти к медитации следующего уровня. Она относится к практике Випассана, направленной на развитие осознанности и мудрости. Суть аналитической медитации – в концентрации на объекте, внутреннем или внешнем, с целью развития определенного качества, например сострадания.
«Аналитическая медитация на Востоке – это и есть размышление, – уточняет Андрей Парибок, – но при этом тот, кто мыслит, стремится занять позицию над ситуацией. Например, в медитации ему приходит мысль: «Иван – плохой человек». Но он не останавливается на ней, не «зависает», а отмечает, что такая мысль к нему пришла, но это всего лишь оценка. Он смотрит на эту оценку со стороны, постепенно разъединяясь с ней. Задача в том, чтобы не цепляться за мысль, за объект, а позволить им уйти».
Размышлять можно о разных вещах – о жизни и смерти, о счастье близких и собственном, о значимости заботы в этом мире. Важно выбрать конкретную тему, сосредоточиться на ней и сконцентрироваться на дыхательном цикле, что поможет сохранять фокус внимания.
МЕДИТАЦИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ
Сядьте прямо. Начните с выполнения практики концентрации на дыхании и успокоения потока сознания. Когда почувствуете себя готовым, сосредоточьтесь на определенной мысли. Например, вспомните ситуацию, когда вы страдали и кто-то позаботился о вас. Какие чувства у вас возникли? Что чувствовал этот человек? Как это его изменило?
Вспомните случай, когда вы проявили заботу о ком-то. Какой была реакция? Что вы при этом чувствовали? Подумайте, как много живых существ страдают каждый день. Пожелайте им избавления от страданий, мысленно протяните руку помощи. Находитесь в состоянии медитации столько, сколько это будет необходимо. Сделайте несколько вдохов и выдохов, мягко вернитесь. Поблагодарите себя за практику. В дальнейшем отмечайте качество, которое появилось у вас в процессе медитации, и развивайте его.
Медитация – не статичное упражнение, которое каждый раз выполняется одинаково. По мере духовного роста практикующего техника усложняется. Ее конечной целью будет постоянное использование этого способа мышления, чтобы ощущать жизнь во всех красках. Сделайте несколько вдохов и выдохов, мягко вернитесь. Поблагодарите себя за практику. В дальнейшем отмечайте качество, которое появилось у вас в процессе медитации, и развивайте его.
Медитация – не статичное упражнение, которое каждый раз выполняется одинаково. По мере духовного роста практикующего техника усложняется. Ее конечной целью будет постоянное использование этого способа мышления, чтобы ощущать жизнь во всех красках.
По материалам сайта: Psychologies.ru